Статьи и участие педагогов в конкурсах












«Моя педагогическая находка»

Хусаинова Эльвира Тимерьяновна

Потапова Екатерина Олеговна

                                        воспитатели

                                                                        МБДОУ «Д/С№479 г.Челябинска»

Название пособия: Дидактическое пособие «ЭКОКУБ»



Целевая аудитория: Воспитатели ДОО, родители, старший дошкольный возраст 5-7 лет

Проблемное поле: формирование у детей старшего дошкольного возраста  представление об объектах окружающего мира: живая и неживая природа; явление природы, стихийные бедствия.
 Цель: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать навыки критического мышления.
Аннотация краткая: «ЭКОКУБ» позволяет:

Пособие выполнено на основе кубиков Блума. Это приём технологии критического мышления. Предложенная теория Бенджамина Блума, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребёнку предлагают не готовые знания, а проблему. Используя свой опыт  познания, находит пути разрешения этой проблемы. Данный куб можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые обширные знания детей по экологической теме.

Понадобится обычный куб, на грани которого нарисованы смайлики обозначающие действия:

·         назови

·         почему

·         сравни

·          придумай

·         поделись

·         предложи

Назови. Это самые простые вопросы. Например, что изображено на картинке?

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, т.е. описать процессы которые происходят на картинке. Например, почему произошла засуха?

Сравни. Это вопросы уточняющие, они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Например, сравнивать среду обитание жизни животного.

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, замысла. Например, придумай, что будет если на Земле исчезнут все источники воды?

Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности. Например, нравится ли тебе время года весна? За что ты его любишь?

Предложи. Ребёнок должен предложить свой путь решения данной проблемы, изображённой на картинке. Например, что нужно сделать, чтобы избежать засухи?

 Деятельность с пособием: игра начинается с того что ребёнок выбирает кубик по одному из экологических направлений, бросая его определяет картинку. Далее берётся кубик с действиями (смайлик), ребёнок бросает- определяется действие с ранее выбранной картинкой. Например, ребёнок взял  куб «Живая природа», выпала картинка «Животные». На втором кубике выпало действие «Почему». В итоге ребёнок объясняет, почему животное относится к живой природе.

Использование приема «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.

В перспективном будущем, эко – куб мы планируем развивать и в других образовательных областях.

      




Профориентационная работа в детском саду
Хусаинова Эльвира Тимерьяновна
Воспитатель 1 категории
Никитина Вера Григорьевна
Воспитатель 1 категории
Профориентационная работа дошкольников – это широкое, новое и ещё неизученное поле для дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети впервые знакомятся с многообразием профессий. 
 В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях. Именно здесь они начинают играть в «Больницу», «Магазин», «Салон красоты», «Автомастерская» и «примерять» на себя эти роли, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.
Задача воспитателей не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей.
Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.
Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно-ролевые игры. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся:
• общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т. д.
• приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями
• на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;
Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.
 Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям предметно-развивающей среды.
Для знакомства с профессией «Портной» в группе организовали Ателье «Иголочка». В котором собраны атрибуты, инструменты необходимые для данной профессии. С помощью родителей создали коллекции тканей, наборы содержащие пуговицы, наперстки, ножницы, сантиметровая лента, фартуки, журналы мод. Была создана библиотечка с подборкой книг о данной профессии, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Для родителей совместно с детьми организовали мастер-классы, на темы «Кукла на счастье», « Кукла «День-ночь»». Целью данных мастер-классов были познавательный интерес к народному искусству, его истории; приобщать детей правильно пользоваться ножницами, иголкой; подвести к пониманию о профессии портного; создавать условия к развитию творческих способностей, навыков самоконтроля, общения в группе. Где мамы показывали своим детям, что такое быть портным.

    



Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Проводимая работа по профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.
Список использованной литературы:
1.     Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Р Н/Д, 1996.

3.     Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

Мастер-класс для родителей
«Играем вместе с лего»
Выполнила Хусаинова Э.Т.

Цели:
1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования; 
2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 

3) развитие практических навыков ЛЕГО конструирования.

Материалы и оборудование:

Три стола с Лего-платформами, корзины с конструктором, памятки для родителей
Ход мастер-класса.
Родители со своими детьми делятся на группы и располагаются вокруг столов с Лего-платформами 

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! 

Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться со значением и возможностями ЛЕГО конструирования для развития мышления дошкольников, а также получить практические навыки ЛЕГО-конструирования. 

1.Что такое ЛЕГО-конструирование? Это игра, которая позволяет учить играя и обучаться в игре. 

Как вы думаете, к какой образовательной области относится Лего-конструирование? 

Лего - конструирование относится к образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (наряду с другими видами продуктивной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой) и интегрируется с такими областями как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». Я хочу вам задать вопрос по вашему мнению, что развивает, воспитывает лего у ребенка.

Предлагаю Вам окунуться в мир Лего и увидеть, как это происходит на практике.

Практическая часть.

1.Игра «Чья команда быстрее построит?» 

Для всех команд я подготовила образец постройки. Что это? (Цифры). Назовите (1,2,3). Командам нужно будет как можно быстрее собрать из конструктора Лего – цифры по образцу. Работать будете в парах. Сначала нужно договориться, кто какую цифру будет собирать. На что следует обратить внимание, чтобы у вас получились такие же цифры, как на образце? (Нужно взять столько же деталей и такого же цвета, как на образце). 

Какие образовательные области интегрируют с Лего-конструированием в этой игре? Как?

2. Игра «Самая высокая и устойчивая башня». 

Башня – инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием высоты над стороной или диаметром основания. Какие бывают башни? Башни бывают разные: смотровые башни, маяки, колокольни, оборонительные башни, водонапорные, телебашни и т.д. 

За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую высокую и устойчивую башню. При строительстве башни нужно обязательно учитывать, что она не должна быть слишком узкая, иначе, она может упасть. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много времени на её строительство и не успеете ее построить. Башня может быть полая внутри.

Расскажите о своей башне. Сравним башни. 

3. Игра «Лего мозайка». 

Я раздам вам картинки и вы на время должны собрать животное которое изображено на картинке

Итак, мы поиграли с вами в игры с использованием конструктора Лего, которые я использую в своей работе с детьми дошкольного возраста.

Воспитатель: Безусловно, ЛЕГО конструирование положительно влияет на развитие ребенка- на познавательное, речевое и математическое. Это проявляется в том, что ребенок приобретает соответствующие знания и умения. Какие?

Выслушивает ответы родителей и обобщает. 

- обучается счету и упражняется в счете – ребенок подсчитывает количество деталей;

- овладевает эталонами цвета – ребенок подбирает разные цвета для своей конструкции, по-разному их сочетает;

- овладевает мыслительными операциями сравнения, синтеза, анализа, моделирования и овладевает навыками измерения, развивает глазомер – ребенок сравнивает детали и предметы по высоте, ширине с помощью условной мерки, выясняет, на что похож предмет и чем он отличается от других;

- развивается пространственное мышление – овладевает навыками объемного трехмерного моделирования, положения предмета в пространстве; 

- развивается математическая речь детей за счет пополнения словаря такими словами, как вверху, внизу, справа, слева, прибавить, убавить и т.д.;

- ребенок знакомится с геометрическими фигурами – выкладывает цельную фигуру, делает конструкцию из разных геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, овалов, кругов, ромбов и т.д.), путём прикладывания одной детали к другой, добавляя детали;

Вывод: своевременное овладение конструктивно-модельной деятельностью оказывается важным в плане подготовки к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

Заключение. Рефлексия.

У многих родителей Лего ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают дизайнеры Лего, то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления (которое активизируется при сборке по инструкции). Родители обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. Лего очень похож на глину или пластилин - можно сделать всё, что угодно, смять в комок и сделать нечто совершенно другое. Тем не менее, купив новый набор, родителям стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей. Обратите внимание на крепость постройки, покажите, как класть кирпичики перекрёстно, как прижимать детали, чтобы они плотно прилегали и как отделять их (не используя зубы). Лего – это творчество и хорошо, когда оно свободно от шаблонов и образцов

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.

Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.

Родители строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!

Воспитатель раздает родителям памятки.

Мастер-класс:
Кукла на счастье
Никитина Вера Григорьевна
Воспитатель 1 категории
 Цель: познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол - кукла на счастье.
Задачи:
-вовлекать родителей в совместную деятельность в изготовлении куклы на счастье;
     - научить изготавливать народную куклу;
- развивать познавательный интерес к народному искусству, его истории;
- прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Методы обучения: словесный (беседа, загадки);
- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);
- практические
- валеологические (физминутки)
Формы работы: индивидуальная, коллективная
1.     Организационный момент:
 Пожалуй, кукла на счастье – это одна из самых известных и любимых народных куколок. Маленькая, умещающаяся в ладошке ребенка, она никого не оставляет равнодушным. У куколки длинная толстая коса (как символ здоровья и долгой жизни), которая служит ей опорой. Кукла на счастье – игровая кукла, поэтому при изготовлении используется иголка для создания прически, а также можно и ножки пришить к туловищу для прочности, особенно если с куклой будут играть дети.
2.     Основная часть
- Для куколки на счастье лучше взять грубую льняную ткань (двунитку), такой контраст с ее миниатюрностью делает куклу еще более трогательной. Из льна нарезать: квадрат для головы, прямоугольник для ножек, и два маленьких квадратика для обуви. Для волос берется льняное волокно или пакля (ее можно купить в строительных или хозяйственных магазинах). Также нужен кусочек ваты или ветоши, прямоугольник цветной ткани на сарафан, нить красная, нить льняного цвета, иголка и лента для косы.
В середину квадрата кладется вата, перевязывается красной нитью.
Потом делаются ручки: загибается уголок,
Подворачиваются края к середине,
Перевязывается красной нитью.
Для ног прямоугольник сворачивается в трубочку, сгибается пополам (та, чтобы край был внутри) и перевязывается ниткой.
Ножки вставляют внутрь куклы, края «рубахи» подгибаются, и все закрепляется красно ниткой.
На ножки надевают квадратики с подогнутыми углами и перевязываются нитью льняного цвета.

 Теперь из цветного прямоугольника сшиваем сарафанчик (делаем задний шов и наметку по верхнему краю), надеваем на куколку, подтягиваем нить, чтобы получились складочки, и той же нитью делаем “лямочки” через плечи куклы. Сарафанчик должен быть такой длины, чтобы из-под него виднелись “лапоточки” куклы.
Теперь берем лен и вычесываем из него мусор и обрывки волокон.
Получившиеся золотистые локоны делим на две части.
Первую половину кладем спереди назад и пришиваем надолбом куклы.

Вторую половину кладем перпендикулярно и прошиваем пробор.
Затем аккуратно укладываем волосы и привязываем их к шее куколки.
И наконец заплетаем косу, повязываем ленту, подрезаем кончики волос.
Кукла на счастье готова! Такому подарку обрадуются все.
 Литература
1.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.
2.     Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.
3.     Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.
4.     Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
5.     Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
6.     Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;
8.     http:// vecherniy-kotlas.ru/2006/06/16/print:page,1,podari_mne_kuklu.html











Модель предметно-развивающей среды в подготовительной группе
«Цветик - семицветик»
Хусаинова Эльвира Тимерьяновна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №479, г. Челябинск
Предметно-развивающая среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно-развивающей среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастная специфика, под которую выстраивается целостный образовательный процесс. Развивающая предметно- пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.  В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.  При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
В связи с введением в действие ФГОС ДО произошли большие изменения в предметно-развивающей среде и воспитательно-образовательном процессе. При построении предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.13г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который включает ряд требований к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Проект Федерального института развития образования «Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений с дифференциацией по видам в зависимости от  тех или иных направлений развития ребенка, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Данные документы дают определенные ориентиры для построения предметно-пространственной среды. Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.
Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности; с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств.
По новым утверждениям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
- Иметь привлекательный вид;
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость;
- Положительно влиять на эмоциональное состояние;
-Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир
-Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
В нашем детском саду организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В качестве центров развития у нас есть: книжный уголок; зона для настольно-печатных игр; выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров); уголок природы (наблюдений за природой); спортивный уголок; игровой уголок (для игр со строительным материалом);
 уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной, чтения книг и др.; салон красоты; магазин; больница; правила дорожного движения; школьный уголок; детский театр.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Организованная в нашей группе предметно – развивающая среда:
  • Инициирует познавательную и творческую активность детей;
  • Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;
  • Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;
  • Безопасна и комфортна;
  • Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
  • Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
  • Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
  • Содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной     деятельности с педагогом.
Список литературы:
1. Короткова Н.А. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст. - М.: Линка-Пресс, 2010-89 с.
2. Министерство образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 октября 2013 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (с. 19-21).
















Комментариев нет:

Отправить комментарий