«Лето с пользой для ума»
Лето – благоприятный период не только для отдыха и
укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это
время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления
об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность,
умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а
также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их
эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к
школьному обучению. Во время совместного досуга советую:
1.Знакомить детей с природными явлениями, происходящими
летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные взаимосвязи
(Например, тучи на небе, значит, будет дождь. Цветы одуванчика закрыты в
пасмурную погоду или вечером и т.п.)
2. Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными
представителями животного мира, рассматривать деревья,
кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том,
что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу), кто там живёт?
Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривать растения, называть их части:
ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток, . Учить различать и
называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя
сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и
рябину.
4. Проводить дидактические игры: «С
какого дерева лист», «Найди такой же лист », «Узнай и назови» (дерево,
куст, на картинке или в природе), «Что лишнее?».
5.Учить различать и называть несколько видов полевых и
садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на
клумбе».
6. Учить стихи о цветах и деревьях: Е. Благинина «По
малину», «Рябина», Е.Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Кашка»,
«Одуванчик», И.Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З. Александрова
«Букет».
Читать рассказы о растениях и беседовать по их
содержанию: А. Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и
другие.
7.Отдыхая на реке, озере, море тоже развивайте
детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются
эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с
малышом за рыбками, чайками.
8. Летом создавайте детям условия для игр с природным
материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.)
Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо
ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие
способности.
9. Учите ребёнка различать и правильно
называть величины предметов и объектов, а не только «большой – маленький».
Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и
короткая, река широкая, а ручей узкий и т.д.
10. Разнообразие летних красок, поможет учить с
детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так:
«Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
11.Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет
дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину,
т.д.),«Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую
руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.).Ориентироваться на плоскости
листа научат задания типа: « Положи в центр листок клёна, в правый верхний
угол- шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны, правый нижний угол-
ромашку, в левый нижний угол- василёк».
12.Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно, опять же
используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).
13.Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу
и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём
их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё
мнение.
14. Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте
детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из
семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги,
тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и
привлекайте к посильной помощи.
15 .Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что
они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении
предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и
связной речи ребёнка.
16.Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая
подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени
года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность,
приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг,
общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний
микроклимат и способствуют укреплению семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий